Загрузка данных.
Ждите ...
☰ Низ. механизмы мышления

Вступление (Образ и его связи в схемах) часть 2

Но связи образов не только дают нам разнообразие и если можно сказать ‘сжатие информации’, они еще имеют приоритет. Зачем?

Зимний день. Вы не раз замерзали этой зимой, Вы вспоминаете о лете, о солнце, тепле. На работе, завхоз выложил перед Вами три карандаша разного цвета и предложил выбрать тот, который Вам нравится. Вы выбрали желтый. Почему? Сейчас покажу как наш мозг принимает решение (делает выбор).

Холодно, Вы ждете лета и тепла. Посмотрите на схему. Вы испытываете холод (нижний слева образ), желаете тепла (нижний справа образ). Образ холода имеет связь с образом зимы, потому, что Вам холодно и за окном зима. Вокруг все белым бело от снега, но снег не просто белый, он с оттенком синевы, а значит образ зимы будет иметь связи на образы цветов соответствующих цвету зимы. Образ тепла имеет связь на образ лета. Что дает летом тепло? Солнце, потому образ лета имеет связь в Вашем мозгу на образ солнца. Каков цвет солнца? Желтый. Значит, образ солнца имеет связь на образ описывающий желтый цвет.

Конечно, это все упрощено, но сам смысл не изменен. И когда перед Вами положат карандаш желтого и синего цвета, Вы выберете желанное – желтый цвет. Мозг пройдется по связям (сверху вниз) и определит, что желтый цвет приятнее, теплее и желаннее синего на текущий момент. Но перебирать все образы связанные с желтым или синим цветом слишком расточительно и займет много времени. Поэтому мозг создает связи не только между очень похожими образами. Если образ тепла, через несколько связей приводит к образу желтого цвета, то целесообразнее создать связь между ними. И тогда на принятие решения о цвете карандаша у Вас уйдет намного меньше времени.

Именно поэтому мы можем понять словосочетание –теплый желтый цвет. Или синий от холода. А выражения, холодное солнце, или зимнее лето, заставляют нас задумываться (проверить наши связи между образами в словосочетании). Мы их не находим и мозг требует дополнительную информацию. Так завлекают нас в рекламе или просто с целью завладеть нашим вниманием.

А при чем здесь приоритет связей? Пока ни при чем, о нем ниже…

Вы уже узнали, как мозг хранит большие по информативности объемы в нескольких образах, и как он разбирается в этой каше? Какие хитрости в нем обеспечивают более быстрое принятие решения и поиск необходимых образов. Теперь настала пора узнать основной механизм связей, нацеленный на мгновенное принятие оптимального решения.

Нет умных и дураков, мы отличаемся лишь скоростью принятия верного решения. Любой идиот найдет решение, дайте ему время. Но гениями мы называем не тех, кто находит решение, а тех, кто делает это в кратчайшие сроки. Как им это удается?

Возьмем двух людей с разной профессией. Один из них работает в офисе, часто пишет авторучкой, заполняет бланки, ставит ею подписи и т.д. Другой дизайнер, часто пользуется карандашом, делает им наброски, правит тени и прочее. Положите перед каждым из них чистый лист бумаги, карандаш, авторучку и предложите нарисовать цветок. Чем будут отличаться их рисунки? Офис-Мен изобразит схематично, дизайнер скорее всего выделит даже тени. Но не это главное. Главное, чем они это рисовали. Думаю всем ясно, что дизайнер, не задумываясь, возьмет в руки карандаш, офисный работник применит авторучку. Почему?

Они оба вполне разумные люди, и понимают, что изобразить цветок можно как авторучкой, так и карандашом. Их выбор определяет приоритет связей ведущих на образы карандаша и авторучки в голове каждого из них.

Из схемы видно, что они оба имеют связи от образов авторучки и карандаша на образ бумаги. Но приоритет связей различен (линии толще). Чем чаще мы используем некий образ и его связи для реализации чего-либо, тем приоритетнее (сильнее, толще) используемая связь по сравнению с другой (идущей от другого образа, который тоже способен дать нам решение).

Мозг, получая задание, ищет решение. Имеется образ цветка который необходимо изобразить, и образ бумаги, на которой это надо сделать. Перед человеком есть два предмета, которые ему в этом помогут. Образы этих предметов расположены между образом цветка и бумаги. Мозг вынужден сделать выбор между ними. Но так как дизайнер работал чаще с карандашом и бумагой, то связь (между бумагой и карандашом) в его мозгу, имеет более высокий приоритет чем связь бумаги и авторучки. И потому, согласно закону приоритета связей, мозг выбирает карандаш, согласно более высокому приоритету. Он больше доверяет предмету с более толстой, наработанной, чаще использовавшейся и приводившей к реализации задуманного связи.

Зачем нам это? Только для более быстрого принятия решения. В экстремальной ситуации нет времени думать (перебирать все возможные варианты и выбирать из них). Это чревато смертью. Этот механизм, обеспечивает выживание. А так как он в нас есть, то мы используем его постоянно.


Ξ В начало
Дальше ⇊

Алексей Алейников © 2021 | AlexUr

сбор статистики локально